Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Тюлебекова, Д. | |
dc.contributor.author | Онучко, М. | |
dc.contributor.author | Мармонтова, Т.В. | |
dc.date.accessioned | 2020-07-22T11:15:45Z | |
dc.date.available | 2020-07-22T11:15:45Z | |
dc.date.issued | 2019-02 | |
dc.identifier.issn | 1403-7068 | |
dc.identifier.issn | 2002-3847 | |
dc.identifier.uri | http://repository.apa.kz/xmlui/handle/123456789/275 | |
dc.description.abstract | В контексте интеграционных процессов в Центральной Азии актульным становится сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, созданного в 2014 году. Объединяя на сегодняшний день пять государств (Армения, Беларусь, Казах- стан, Кыргызстан, Россия), эта региональная организация стала площадкой для сотрудничества практически во всех сферах экономики, в том числе в энергетическом секторе. Ставя в качестве целей интеграционного объединения «свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы», на данный момент в рамах проектов создаются общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа. Сегодня Республика Казахстан занимает одно из лидирующих мест в мире по запасам углеводородного сырья, и ключевым вопросом является выход на внешние рынки с энергетическими ресурсами. Вместе с тем в силу географического положения страны и исторически сложившихся транспортных коммуникаций основные нефтепроводные системы проходят через территорию Российской Федерации. После распада СССР независимые государства Центральной Азии, в частности их природные богатства, привлекли внимание мировых держав, став полем столкновения интересов. В целях сохранения стабильности в регионе и поддержания своего статуса евразийского транзитно-транспортного моста центральноазиатские республики не только модернизируют существующие коммуникации, но и реализуют аль-тернативные инфраструктурные проекты. Несмотря на внешнеполитический интерес к Центральной Азии и сотрудничество с ведущими державами мира, Россия трактует независимые республики как сферу своего влияния, сохраняя прочные экономические и политические связи с ними. Неоднократные попытки интеграции постсоветских стран имели место с начала 1990-х годов — в рамках Союза независимых государств, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза. Однако на сегодня наиболее эффективным является ЕАЭС, имеющий необходимую нормативно-правовую базу и сформированные стратегические цели. В статье описываются этапы и предпосылки формирования транспортных путей в регионе Центральной Азии, в том числе Казахстане, их влияние на возможность гарантированного доступа к действующим системам и диверси- фикации маршрутов, а также значение сотрудничества в сфере энергетики в рамках ЕАЭС для Казахстана. Создаваемая правовая основа призвана обеспечить гарантированный доступ к инфраструктурным системам, недискриминационную торговлю и доступ к общему рынку энергетических ресурсов, прозрачность тарифообразования для государств-участниц. Как достигнутые договоренности будут воплощены на практике, покажет время, но сейчас Казахстан имеет в рамках ЕАЭС определенные шансы реализовать свой энергетический потенциал. | en_US |
dc.language.iso | other | en_US |
dc.publisher | CENTRAL ASIA AND THE CAUCASUS Russian Edition | en_US |
dc.subject | Казахстан | en_US |
dc.subject | энергетические ресурсы | en_US |
dc.subject | Евразийский экономический союз | en_US |
dc.subject | интеграционные процессы | en_US |
dc.subject | общий рынок газа и нефти | en_US |
dc.subject | транспортные коммуникации | en_US |
dc.subject | газопроводы | en_US |
dc.subject | Центральная Азия | en_US |
dc.title | ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ ГАЗА, НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН | en_US |
dc.type | Article | en_US |